Горный Алтай

Опубликовано 18 Ноября, 2017

Мы давно планировали провести в Горном Алтае несколько дней. В конце лета были согласованы несколько съемок, и мы отправились в путь. Наше путешествие включало в себя дорогу от Новосибирска до Ташанты, съемки промо-роликов для нескольких баз отдыха в Ае, мараловодческого комплекса и оздоровительного центра, а также – проезд до перевала Кату-Ярык.

Горный Алтай – особенное, удивительное место. И, что самое важное, для интересного и насыщенного отдыха хватит и обычного седана, немало красот можно увидеть, не залезая в откровенное бездорожье. Чуйский тракт – отличная дорога, ровное асфальтовое полотно — не доставляет дискомфорта.

Итак, поехали!

Дорога от Новосибирска до Маймы ничем не примечательна. Поле, двух полосная дорога, разве что солнечные батареи недалеко от Маймы можно сфотографировать. Подъезжая к Ае (477 км.) можно подумать, что видны горы. Но не стоит торопиться с такими выводами, горы начнут возвышаться дальше, намного дальше по Чуйскому тракту. Погода нас не подвела, и мы достаточно оперативно отсняли необходимый материал и отправились в путь, точкой прибытия должно стать село Белый Бом (741 км.). Постепенно вдоль дороги пейзаж начинает меняться и в зависимости от сезона вдоль тракта можно увидеть огромные поля, устеленные огоньками со снежными вершинами на заднем фоне, более спокойные летне-зеленые пейзажи или же контрастные осенние краски в сочетании с белым первым снегом.

На 583 км трассы появляется первый перевал – Семинский. В рейтинге перевалов Горного Алтая он не лидирует по красоте, но в этом месте большой выбор сувениров и лавок с торговцами.

Первое «ВАУ» появляется при подъеме на перевал Чике –Таман (667 км), слабонервные едут с закрытыми глазами (те, кто не за рулем=)). Перевал представляет собой горный серпантин, в некоторых местах приходится проезжать по краю скалы, а где-то в искусственно созданных воротах, которые прорубили из скал. Завершается подъем смотровой площадкой с видом на горное ущелье. Вся красота начинается здесь и чем дальше вы едете, тем больше восхищаетесь – проверено, каждый раз как в первый.

В погоне за красивыми кадрами вы будете часто останавливаться, но особенное внимание стоит обратить на слияние рек Чуи и Катуни (712 км.), цвет их меняется в зависимости от сезона, ближе к осени Катунь действительно Бирюзовая, а в нее впадает «грязная» Чуя. Высота скалы, на которой вы стоите, глядя на слияние и ущелье придает особый шарм и головокружение (если вы боитесь высоты, как женская половина нашей команды). 

Горы становятся все мощнее с каждым десятком километров, суслики вдоль дороги не дают скучать (их реально много =)). Итак, мы добрались до Белого Бома, переночевали и с рассветом отправились на перевал Кату-Ярык. Отдельно стоит отметить выбор места для ночлега. В целом, таких мест много, но нужно примерно представлять где вы будете находиться ближе к вечеру, мест в первой-второй базе отдыха может не оказаться. Не самое приятное занятие – поиск ночлега, когда уже темнеет.

Чтобы попасть на перевал Кату-Ярык, необходимо свернуть с Чуйского тракта в село Акташ, далее примерно 50 км невероятно красивых мест и не очень хорошей (местами) дороги. Но оно того стоит. Вам попадется много достопримечательностей – мертвое озеро, красные ворота, очень красивые пейзажи, деревни, обрывы, озера, горы. Стоит запастись некоторым терпением, так как дорога после села Улаган – не самая приятная «гравийка». Если до Улагана по гравию можно было ехать довольно быстро, то за селом ехать быстрее, чем 40 км/ч – роскошь, доступная автомобилям с очень стойкой подвеской. Дорога будет вилять, уходить немного в лес, возвращаться к полям, опять в лес, за деревьями будет виден склон/обрыв – это мы все ближе к перевалу. И, наконец, сам перевал. Описать словами всю красоту этого места и то ощущение полной нереальности картины невозможно. Лучше увидеть это своими глазами и прочувствовать энергию этого места. Пара взлетов, фотографии и немного видеосъемки и пора ехать назад, нам еще нужно добраться до Курая, где планируется ночевка. 

Дорога обратно уже чуть менее интересна, да и фотографии делали по пути к перевалу. Поэтому эту часть пути пропускаем – добраться до Курая не составило особо труда. «Курайские зори» — обязательно запланируйте остановку именно там, хозяин этого места – Андрей – вечерами проводит краткий экскурс для гостей. Слушать его очень интересно, он рассказывает про обычаи, различные местные истории, сидя у костра (да-да, он просто разводит костер и приглашает гостей). У Андрея мы уточнили маршрут до Марсовых гор и отправились туда рано утром. Добрались до них мы не с первого раза, сначала уехали немного не в ту сторону, но звонок Андрею – и мы опять на верном пути.

Марсовы горы представляют собой горы с очень интересным рельефом и цветом. С коптера кажется, что раньше это были не горы, а дно какого-то огромного озера. Четко просматриваются разные слои горной породы, а верхушки гор очень сглажены. Стоит дойти до места, которое называют «Марс-2». Т.е. сначала мы подъезжаем к «Марсу», а дальше – только пешком, около 3 км. Сходить определенно стоит. Вдоволь нагулявшись и отсняв кадры этого природной красоты, мы поехали обратно.

Внимание! Обратно езжайте по полю ровно той же дорогой, которой приехали, не уходите влево слишком рано! Не буду описывать всю гамму эмоций, когда при переезде пересохшего ручья мы зацепили днищем камень и под коробкой передач начал раздаваться четкий металлический треск. Под «прекрасный» металлический стук  под автомобилем мы доехали до Кош-Агача, где не без труда нашли СТО (в воскресенье весь поселок отдыхает), где нам диагностировали (и выпрямили) всего лишь погнутую металлическую трубку (идет между лонжеронами и под глушителем, в который она и уперлась после того, как ею мы наскочили на камень).

За Кош-Агачем – практически прямая дорога до Ташанты, напоминает кадры из фильмов, где герои едут по дорогам среди пустыни в США. Едешь, едешь… слева – поле, справа – поле, вдали – цепью идут невысокие горы. В Ташанте мы особо не задерживались – на обратном пути нам нужно было снять солнечные батареи в Кош-Агаче. Найти их несложно, добраться – тоже. Размах немного поражает. Эти батареи питают весь района Кош-Агач. Здесь стоит сделать важную пометку – в этих местах более 300 (!) солнечных дней в году. Да и в окрестностях та же картина – под дожди мы тут не попадали вообще (это наша третья поездка в эти края).

На этом наши основные точки-цели для фото- и видеосъемки закончились и нас ждал путь назад. По дороге мы заглянули на любимое Гейзеровое озеро (796 км), пройти к нему можно через базу отдыха «Мены», если подольше постоять радом с ним, то можно увидеть, как бурлит дно озера.
Что мы имеем в итоге:

  • 2000 с лишним километров пробега
  • Кату-Ярык, Марсовы горы, Ташанта, солнечные батареи, слияние Катуни и Чуи, перевалы.
  • 1 неслабый стресс из-за неправильного выбора дороги с Марсовых гор.

Поездка на Алтай стоит времени и денег, потраченных на нее (вдвойне приятнее, что поездка еще и полезная – мы же и поработать успели).